II.2. Православный Храм. Устройство храма. Алтарь

Цель занятия – познакомить слушателей со значением и устройством алтаря.

Задачи:

1. Рассмотреть алтарь как место особого присутствия Божьего.

2. Рассмотреть части алтаря в их прообразовательной и символической связи с Господом Иисусом Христом и Божественным Домостроительством.

3. Дать определение и описание основных предметов, находящихся в алтаре.

План занятия:

1. Проверить домашнее задание, вспомнив основные типы церковной архитектуры и части храма.

2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации.

3. Разобрав совместно со слушателями выдержку из Книги о храме святителя Симеона Солунского (см. Дополнительная литература), выделить прообразовательные черты частей храма и предметов, находящихся в алтаре.

4. Задать домашнее задание – ознакомиться с основной литературой и проповедью священномученика Серафима (Звездинского).

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. Глава 2. Православный храм. Устройство храма. Алтарь. [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.ortho-rus.ru/book/ (дата обращения: 26.10.2015).  

2. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. Том 2. Раздел IV. Храм и икона. Глава I. 4. Устройство храма и церковная утварь. Устройство храма. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/pravoslavie-tom-2/1_4_1 (дата обращения: 26.10.2015).

Источники:

1. Симеон Солунский, свт. Книга о храме. пп. 11-16. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/kniga-o-khrame/ (дата обращения: 26.10.2015).

Ключевые понятия:

- алтарь;

- престол;

- жертвенник;

- Миро;

- мощи;

- срачица;

- вервие;

- индития;

- илитон;

- антиминс;

- напрестольное Евангелие;

- напрестольный крест;

- дарохранительница;

- дароносица;

- покров;

- горнее место;

- семисвечник;

- катапетасма.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

1. К какой стороне света традиционно обращен алтарь?

2. Каким образом алтарь отделается от остальной част храма?

3. Что из себя представляет престол?

4. Что вам известно об освящении престола?

5. Каково главное назначение престола?

6. Назовите известные вам предметы, которые находятся на престоле?

7. Что собой представляет и где находится горнее место?

8. Где располагается и какую функцию выполняет жертвенник?

9. Без чего невозможно совершать Литургию на престоле?

10. Что это такое катапетасма?

Текстовые материалы:

Проповедь священномученика Серафима (Звездинского)

Сегодня я буду говорить с вами, о други мои, о храме.
Всякий храм строится по определенному плану, вот и наш собор построен по тому же древнему плану. Собор состоит из трех частей: притвора, средней части и алтаря. Притвор в древнее время служил для молитвы оглашенным, то есть людям, готовящимся к принятию крещения, и припадающим – так назывались люди, за большие грехи лишенные права стоять со всеми верующими. Припадающими они назывались потому, что кланялись каждому входящему в храм и просили: «Помолись за нас, мы много прегрешили».
Средняя часть храма не отделялась раньше той плотною перегородкою, которая называется иконостасом. Она появилась только во время Василия Великого. В его житии так описывается причина того, что святитель устроил иконостас. Василий Великий принял крещение уже взрослым, купелью ему послужил священный Иордан, где крестился Господь Иисус Христос. Пред крещением Василия блеснула молния и из нее вылетел голубь, опустился и всколыхнул воду. В память этого чуда над престолом того храма, где служил Василий уже епископом, висел серебряный голубь, сделанный для святителя одним ювелиром. Василий всегда пламенно молился в храме, и за это Господь всегда посылал ему чудо: во время преложения Святых Даров голубь трепетал крыльями, как живой. Однажды святой Василий произнес слова: «И сотвори убо Хлеб сей...» – и заметил, что голубь остался неподвижен. Смутился святитель, упал на колени и стал молить Бога открыть ему причину Своей немилости. Перед престолом стояли диаконы, чтобы отгонять от Святых Даров насекомых, которых так много на Востоке, – и видит святой Василий, что один из диаконов засмотрелся на красивое женское лицо. Возгорелся ревностью о славе Божией пламенный Василий, изгнал диакона, отстраняя его от службы, и после этого Господь опять явил Свое чудо. С этого времени и ввел святой Василий иконостас, чтобы не развлекались священнослужители во время молитвы. Вначале иконостасом служила легкая завеса, потом явилась легкая перегородка, и уже позже современный наш иконостас.
В средней части храма стоят молящиеся, в алтаре находятся две святыни: святой престол и жертвенник. Престол поставляется в алтаре с особыми священнодействиями. Прежде всего, его несколько раз тщательно моют, затем надевают на него «срачицу» – белую льняную одежду – и перевязывают его крестообразно поясом. Потом надевают на престол блестящую одежду из парчи и после этого покрывают престол покровом.
Все, что я описывал, имеет глубокий смысл. По толкованию святых отцов, в трех частях храма изображается троичность Божества, с одной стороны, а с другой – притвор изображает нашу землю, средняя часть храма – видимое небо, алтарь – небеса небес. И престол изображает престол Божий. Всюду святая Церковь запоминает нам о Божественной троичности, везде Господь проявляет Себя как Троицу Единосущную. Наша душа тоже говорит нам об этом. Наш ум свидетельствует о Божественном уме, сотворившем весь мир, – Боге Отце. Наше сердце свидетельствует о Божественной любви – о Сыне Божием, Единосущном Отцу. Наша воля есть образ Божественной воли – Божественного Святого Духа.
Если мы всмотримся в одежды святого престола, то и здесь найдем для себя много образов. Святой престол омывают, чтобы он стал местопребыванием Господа. И человек, этот «храм Божий», по свидетельству святого апостола, тоже омывается в воде крещения. Белая одежда престола напоминает крестильные одежды, и крестообразное опоясывание говорит о кресте, полученном нами при крещении. Блестящая одежда говорит о блеске славы Божией, который не могут выносить огнепламенные серафимы, которые, предстоя престолу Царя Славы, закрывают лица свои и ноги крыльями, чтобы не опалиться. С каким же трепетом должны мы предстоять престолу Божию?
Вторая часть храма изображает небо, и мы, верующие, должны, как звезды на небе, гореть нашими душами в молитве.
Святой престол поставляется на мощах мучеников в память того, что первые христиане молились в катакомбах, причем престолом для них иногда служили гробницы святых мучеников. Святой престол должен освящаться епископом, но теперь, когда епископу не всегда возможно поехать на освящение храма, он освящает только антиминс. «Антиминс» в переводе значит «вместопрестолие» – это шелковый или полотняный плат, в котором зашиты святые мощи; на плате изображаются положение во гроб, четыре евангелиста и делается надпись о том, когда, при каком епископе дан этот антиминс. Антиминс обычно завертывается в особый платок-покров, а во время Литургии развертывается, и на нем полагается святой дискос и чаша. Без антиминса не может совершаться Литургия, на антиминсе можно приступить к служению ее в обыкновенной комнате, в палатке, на обычном столе вместо престола. Антиминс – переносный престол. Кроме антиминса, на святом престоле полагается святое Евангелие, крест и Дарохранительница, где сохраняются Святые Дары запасные. Вот почему на престоле не только невидимо, но и видимо, в святом Евангелии и Святых Дарах, присутствует Сам Господь.
Жертвенник стоит в левой стороне алтаря, на нем совершается проскомидия, а в древности на нем полагали верующие хлеб, который они приносили для совершения Божественной вечери.
Вот краткое описание храма, в котором мы бываем с вами за Божественной службой. Всюду и все говорит нам о присутствии Бога. С каким же благоговением должны мы стоять здесь перед престолом Божиим, пред которым с трепетом предстоят ангелы, которым и мы уподобимся в храме, воспевая славословие. И как жалки, как несчастны люди, которые не любят храма Божия, которые меняют службу Божию на ветошь мира сего, которых житейские заботы лишают возможности бывать в храме.
Други мои, любите храм, это постоянное местопребывание Бога, спешите сюда, особенно в праздник, старайтесь уподобляться ангелам, воспевающим непрестанно хвалу Богу.
 
Иллюстрации:

1. План алтаря

Картинки по запросу алтарь православный

2. Престол

3. Срачица

4. Индития

5. Антиминс

6. Киворий над престолом

7. Напрестольное Евангелие

8. Напрестольный крест

9. Дарохранительница

10. Дароносица

11. Горнее место

Картинки по запросу горнее место православного храма

12. Жертвенник

Картинки по запросу жертвенник в храме

13. Семисвечник

14. Катапетасма

4806

Видеоматериалы:

 

1. Значение алтаря

2. Престол

3. Горнее место

4. Жертвенник

5. Семисвечник

1. Значение алтаря

Несмотря на все многообразие форм и архитектурных стилей, используемых  при строительстве храмов, внутреннее устройство православного храма  всегда  следует определенному  канону, сложившемуся  в  Византии приблизительно  к  началу  второго тысячелетия и не претерпевшему существенных изменений.

Традиционный  православный  храм  разделен  на  три  части:  алтарь,  среднюю  часть (собственно храм) и притвор-нартекс.

Алтарь  является  наиболее  священным местом  православного  храма —  подобием Святого святых  древнего  Иерусалимского  храма.  Нередко  алтарь  воспринимается  как  своего  рода закрытое пространство «за кулисами», где священнослужители и прислужники могут скрыться от глаз верующих. Такое восприятие в корне противоречит значению алтаря как места особого присутствия Божия. В алтаре живет та слава Божия, которая некогда наполняла Святое святых Иерусалимского храма. Всякий находящийся в алтаре должен хранить благоговейное молчание, прерываемое  лишь  чтением  молитв  или  необходимыми  по  ходу  службы замечаниями. Разговоры на посторонние темы в алтаре недопустимы.

В  алтаре  должны  присутствовать  только  те  священнослужители,  которые  принимают непосредственное  участие  в  богослужении.  Не  заслуживает  поощрения  распространенный обычай  приглашать  в  алтарь  для  присутствия  за  богослужением «почетных гостей», будь то государственные  сановники  или  спонсоры  храма. Все  почетные  гости  должны  находиться  на специально  отведенных  местах  в  центральной  части  храма  или  на  клиросах.  Священнику не следует причащать в алтаре лиц, не облеченных священническим или диаконским саном, в том числе иподиаконов и чтецов. В  алтаре причащаются  только  те, кто получил рукоположение  в алтаре; те же, кто получает посвящение вне алтаря (чтецы и иподиаконы), должны причащаться вне алтаря.

Алтарь, как правило, имеет три окна, знаменующих несозданный троический свет Божества. Алтарь, где совершается Таинство Евхаристии, как бы повторяет собою ту прибранную, устланную, готовую горницу, где состоялась Тайная вечеря Христа и Его учеников. И в наши дни он содержится в особенной чистоте, устилается коврами и всячески благоукрашается.

Уже в первые века христианства существовала алтарная преграда в виде низкой решетки. Со временем эта преграда превратилась в иконостас с Царскими и боковыми вратами. С древних времен и поныне алтари устраиваются на некотором возвышении по отношению к остальной части храма.

2. Престол

В  центре  алтаря,  напротив  царских  врат,  располагается  престол  для  совершения Евхаристии. Престол является наиболее священным местом алтаря, подобным жертвеннику или ковчегу завета в древнем Иерусалимском храме. По практике Русской Церкви к престолу могут прикасаться  только священнослужители;  мирянам  это  запрещено. Мирянин  также  не  может находиться перед престолом или проходить между престолом и царскими вратами. Даже свечи на престоле зажигают только священнослужители. В современной греческой практике, однако, мирянам не запрещено прикасаться к престолу.

По форме престол представляет собой сооружение кубической формы (стол), изготовленное из камня или дерева. В греческих храмах распространены прямоугольные престолы,  по  форме  напоминающие  продолговатый  стол,  поставленный  параллельно иконостасу;  верхняя  каменная  доска  престола  покоится  на  четырех  столпах-колоннах; внутреннее  пространство  престола  остается открытым для глаз.

В русской  практике чаще всего святой престол устраивается так. На четырех деревянных столпах высотой примерно один метр кладется деревянная доска так, чтобы ее углы прочно ложились на столпы, вровень с ними. Величина доски может зависеть от величины алтаря. Обычно это квадрат со сторонами от 70 см до полутора метров. Если храм освящается архиереем, то между четырех столпов в середине под доской устанавливается пятый столп пониже других, на котором укрепляется ящичек с мощами[1] святых.

Верхняя доска престола называется по-славянски “трапеза”. В тех местах, где она соединяется со столпами, трапеза заливается расплавленной смесью особого сложного состава, куда входят воск, толченый мрамор, алоэ, ладан и некоторые другие вещества. Эти клейкие вещества нужны, чтобы прочно соединить верхнюю доску-трапезу со столпами престола. Наконец, престол скрепляется четырьмя гвоздями и омывается теплой освященной водой, красным вином с розовой водой, мажется святым Миром[2], а затем облачается в особые одежды.

Нижняя одежда — срачица — простая белого цвета. Она означает плащаницу, которой было обернуто тело Спасителя перед тем, как после распятия и смерти Его положили во гроб. Поверх нижней одежды престол оборачивается длинным шнуром, который называется вервие. Длина его сорок метров. Если храм освящал архиерей, то престол опоясывается вервием крест накрест, образуя на каждой из сторон престола кресты. Если же епископ благословляет освящать храм священнику, то престол опоясывается на одном уровне в несколько рядов в верхней части.       

Это вервие напоминает о веревке, которой был связан Спаситель, когда Его привели на неправедный суд к первосвященникам иудейским. Вервие означает также силу Божию, которая связывает и скрепляет весь мир, все творение Божие.

Мощи мучеников кладутся под престолом, потому что они уже сами святые и освящают все. Христиане имеют этот обычай с древности, когда службы совершали на могилах мучеников, превращая гробницу в престол. А потом и другие престолы стали освящать, помещая под ними частичку мощей. Это делается потому, что мученики — столпы, на которых держится Церковь, мученики — это прочное основание для нее.

Поверх срачицы престол облачается в верхнюю нарядную одежду, светлую и украшенную, обычно сшитую из парчи. Эта верхняя одежда означает великолепное царственное одеяние Сына Божия в славе Его. Так как верхней царственной одеждой престол покрывается поверх нижней, напоминающей о страшной смерти Спасителя, то это символизирует, что слава Иисуса Христа основана на Его страданиях, уничижении и смерти на кресте, на Его спасительной жертве за людей.           

Поверх верхней одежды, которая называется индития, на престол кладется четырехугольный плат — илитон, в который заворачивается антиминс[3]. Сверху на них кладется Евангелие.

Картинки по запросу антиминс

Не всегда престолы имеют такое устройство, как описано. Иногда престолы укрепляются не на четырех столпах, а на одном, что означает единство и единственность Бога. Иногда деревянные престолы имеют боковые стенки, часто расписанные и украшенные окладами. В этих случаях престолы иногда не одеваются, потому что роспись и оклады уже оказываются одеждой.           

В  некоторых  храмах  над  престолом  устраивается  киворий[4],  подобно  тому  как  это  было сделано  в  константинопольском  храме  Святой  Софии.  Киворий  обычно  состоит  из  четырех колонн,  или  столпов,  расположенных  по  четырем  углам  престола.  Поверх  капителей  колонн устраивается  крыша  (она  может  иметь  четырехскатную  форму).  По  древней  традиции,  под крышей  кивория  подвешивается  (или  в  центре  нижней  части  крыши  изображается)  голубь, символизирующий Святого Духа.

Напрестольное Евангелие так же, как и антиминс, обязательно должно быть на престоле. На литургии и на некоторых службах его выносят из алтаря для чтения и поклонения ему. В начале литургии Евангелием изображают крест на престоле.

Напрестольное Евангелие изображает Сына Божия Иисуса Христа. В словах Евангелия присутствует Своей благодатью Сам Бог. Евангелие кладется на престол поверх антиминса, чтобы все его могли видеть. Оно означает невидимое присутствие здесь Господа, сидящего в славе на престоле Своего Царствия.

Поэтому Евангелие с древних пор принято украшать драгоценными обложками, золотыми или серебряными окладами или ризами. На украшенной таким образом обложке с четырех сторон изображались по углам четыре евангелиста. А в середине чаще всего изображались Воскресение Христово, распятие Христово или образ Христа Вседержителя на троне. Иногда здесь же были изображения херувимов или святых.

На обратной стороне Евангелия изображается крест. Может быть там и образ Троицы или Богоматери. 

Картинки по запросу напрестольный крест

Напрестольный крест также находится на престоле справа от антиминса. Крестом благословляется народ, им освящается вода на Крещение или на молебнах. Ко кресту прикладываются после литургии верующие.

Дарохранительница предназначена для хранения Святых Даров. Дарохранительница обычно устроена в виде храма или часовни с небольшой гробницей. Она делается, как правило, из позолоченного металла.

Внутри дарохранительницы в небольшом ящичке внизу помещаются приготовленные для длительного хранения Святые Дары — частицы Тела Христова, пропитанные Кровью Его, под видом хлеба и вина.

Престол — самое достойное место для помещения Святых Даров, поэтому их и кладут на престол в дарохранительнице, освященной специально для этого. Частицы Святых Даров часто бывают нужны для причащения на дому тяжело больных и умирающих.

Дарохранительницы в Древней Руси называли гробницами, Сионами или Иерусалимами, так как часто они были моделями храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

На престоле принято также помещать и дароносицу — небольшой сосуд в виде часовенки с дверцей и крестом наверху. Внутри дароносицы есть ящичек, приспособленный для хранения частиц Святых Даров, маленькая чаша, ложечка — лжица, иногда сосуд для вина. В дароносицах священники на груди переносят Святые Дары на дом для причащения больных, поэтому обычно они делаются с ушками по бокам для тесемки или шнура, который надевается на шею. Как правило, дароносицы помещаются в специально сшитые для них мешочки.

Для покрытия святого престола в неслужебное время существует особая пелена — покров. Престол накрывается покровом вместе со всеми священными предметами, которые на нем находятся. Этот покров означает покрывало тайны, которое окутывает и скрывает святыни от глаз непосвященных.

С северной стороны престола в алтаре принято поставлять икону Божией Матери на древке, а с южной стороны - крест с образом Распятия Христова.

3. Горнее место

В восточной стороне алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие — апсида. На середине апсиды алтаря, напротив престола, сооружается возвышение, где ставится кресло для епископа как знамение трона, на котором невидимо восседает Вседержитель. Это место называется горним местом[5] По сторонам трона архиерея располагаются скамьи для священников. Архиерей изображает Самого Господа, священники — апостолов, а стоящие рядом дьяконы в блестящих одеждах — ангелов. Над горним местом всегда пишется икона Спасителя.

Картинки по запросу горнее место православного храма

Трон  епископа,  по  уставу,  должен  находиться  на  горнем  месте  в  любом  храме,  не  только кафедральном  соборе.  Присутствие  этого  трона  свидетельствует  о  связи  между  храмом  и епископом: без благословения последнего священник не имеет право совершать богослужение в храме.

4. Жертвенник

По левую сторону престола, в северной части алтаря, находится жертвенник, по своему внешнему  виду  напоминающий  престол,  но  нередко  меньший  по  размерам.  Высота у них всегда равная.

Картинки по запросу жертвенник в храме

На жертвеннике обязательно укрепляется крест с распятием и ставится лампада. Жертвенник освящается проще, чем престол, — только окроплением святой водой. Но жертвенник — тоже место священное и до него не допускается дотрагиваться никому, кроме священнослужителей.

Возле жертвенника обычно ставится столик для просфор и для записок, поданных верующими о здравии и о упокоении.

На жертвенник помещаются Святые Дары в конце литургии, после причащения мирян.

5. Семисвечник

По традиции Русской Церкви с восточной стороны престола в алтаре ставится семисвечник — светильник с семью лампадами, по внешнему виду напоминающий еврейскую менору. В Греческой Церкви семисвечники отсутствуют. О семисвечнике не упоминается в чине освящения храма, и он не был изначальной принадлежностью христианского храма, а появился в  России  в  синодальную  эпоху  в  качестве  напоминания  о  светильнике  с  семью  лампадами, стоявшем  в  Иерусалимском  храме  (см.: Исх 25:31—37). Семисвечник  является  единственным находящимся в алтаре предметом, не выполняющим прямых литургических функций.

Во  внебогослужебное  время,  а  также  в  некоторые  моменты  богослужения  центральный вход  в  алтарь  (царские  врата)  закрывается  завесой,  именуемой  катапетасма.  В  современной русской практике катапетасма представляет собой прямоугольное полотно, простирающееся от верхнего  края  царских  врат  до  пола.  Обычно  завеса  бывает  темно-красного  цвета,  на  ней вышивается  четырех-  или  восьмиконечный  крест.  В  древности  употреблялись  и  богато расшитые катапетасмы.

4806

Проверочные вопросы:

1. К какой стороне света традиционно обращен алтарь?

2. Каким образом алтарь отделается от остальной част храма?

3. Что из себя представляет престол?

4. Что вам известно об освящении престола?

5. Каково главное назначение престола?

6. Назовите известные вам предметы, которые находятся на престоле?

7. Что собой представляет и где находится горнее место?

8. Где располагается и какую функцию выполняет жертвенник?

9. Без чего невозможно совершать Литургию на престоле?

10. Что это такое катапетасма?

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. Глава 2. Православный храм. Устройство храма. Алтарь. [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.ortho-rus.ru/book/ (дата обращения: 26.10.2015).  

2. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. Том 2. Раздел IV. Храм и икона. Глава I. 4. Устройство храма и церковная утварь. Устройство храма. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/pravoslavie-tom-2/1_4_1 (дата обращения: 26.10.2015).

Источники:

1. Симеон Солунский, свт. Книга о храме. пп. 11-16. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/kniga-o-khrame/ (дата обращения: 26.10.2015).

Текстовые материалы:

Проповедь священномученика Серафима (Звездинского)

Сегодня я буду говорить с вами, о други мои, о храме.
Всякий храм строится по определенному плану, вот и наш собор построен по тому же древнему плану. Собор состоит из трех частей: притвора, средней части и алтаря. Притвор в древнее время служил для молитвы оглашенным, то есть людям, готовящимся к принятию крещения, и припадающим – так назывались люди, за большие грехи лишенные права стоять со всеми верующими. Припадающими они назывались потому, что кланялись каждому входящему в храм и просили: «Помолись за нас, мы много прегрешили».
Средняя часть храма не отделялась раньше той плотною перегородкою, которая называется иконостасом. Она появилась только во время Василия Великого. В его житии так описывается причина того, что святитель устроил иконостас. Василий Великий принял крещение уже взрослым, купелью ему послужил священный Иордан, где крестился Господь Иисус Христос. Пред крещением Василия блеснула молния и из нее вылетел голубь, опустился и всколыхнул воду. В память этого чуда над престолом того храма, где служил Василий уже епископом, висел серебряный голубь, сделанный для святителя одним ювелиром. Василий всегда пламенно молился в храме, и за это Господь всегда посылал ему чудо: во время преложения Святых Даров голубь трепетал крыльями, как живой. Однажды святой Василий произнес слова: «И сотвори убо Хлеб сей...» – и заметил, что голубь остался неподвижен. Смутился святитель, упал на колени и стал молить Бога открыть ему причину Своей немилости. Перед престолом стояли диаконы, чтобы отгонять от Святых Даров насекомых, которых так много на Востоке, – и видит святой Василий, что один из диаконов засмотрелся на красивое женское лицо. Возгорелся ревностью о славе Божией пламенный Василий, изгнал диакона, отстраняя его от службы, и после этого Господь опять явил Свое чудо. С этого времени и ввел святой Василий иконостас, чтобы не развлекались священнослужители во время молитвы. Вначале иконостасом служила легкая завеса, потом явилась легкая перегородка, и уже позже современный наш иконостас.
В средней части храма стоят молящиеся, в алтаре находятся две святыни: святой престол и жертвенник. Престол поставляется в алтаре с особыми священнодействиями. Прежде всего, его несколько раз тщательно моют, затем надевают на него «срачицу» – белую льняную одежду – и перевязывают его крестообразно поясом. Потом надевают на престол блестящую одежду из парчи и после этого покрывают престол покровом.
Все, что я описывал, имеет глубокий смысл. По толкованию святых отцов, в трех частях храма изображается троичность Божества, с одной стороны, а с другой – притвор изображает нашу землю, средняя часть храма – видимое небо, алтарь – небеса небес. И престол изображает престол Божий. Всюду святая Церковь запоминает нам о Божественной троичности, везде Господь проявляет Себя как Троицу Единосущную. Наша душа тоже говорит нам об этом. Наш ум свидетельствует о Божественном уме, сотворившем весь мир, – Боге Отце. Наше сердце свидетельствует о Божественной любви – о Сыне Божием, Единосущном Отцу. Наша воля есть образ Божественной воли – Божественного Святого Духа.
Если мы всмотримся в одежды святого престола, то и здесь найдем для себя много образов. Святой престол омывают, чтобы он стал местопребыванием Господа. И человек, этот «храм Божий», по свидетельству святого апостола, тоже омывается в воде крещения. Белая одежда престола напоминает крестильные одежды, и крестообразное опоясывание говорит о кресте, полученном нами при крещении. Блестящая одежда говорит о блеске славы Божией, который не могут выносить огнепламенные серафимы, которые, предстоя престолу Царя Славы, закрывают лица свои и ноги крыльями, чтобы не опалиться. С каким же трепетом должны мы предстоять престолу Божию?
Вторая часть храма изображает небо, и мы, верующие, должны, как звезды на небе, гореть нашими душами в молитве.
Святой престол поставляется на мощах мучеников в память того, что первые христиане молились в катакомбах, причем престолом для них иногда служили гробницы святых мучеников. Святой престол должен освящаться епископом, но теперь, когда епископу не всегда возможно поехать на освящение храма, он освящает только антиминс. «Антиминс» в переводе значит «вместопрестолие» – это шелковый или полотняный плат, в котором зашиты святые мощи; на плате изображаются положение во гроб, четыре евангелиста и делается надпись о том, когда, при каком епископе дан этот антиминс. Антиминс обычно завертывается в особый платок-покров, а во время Литургии развертывается, и на нем полагается святой дискос и чаша. Без антиминса не может совершаться Литургия, на антиминсе можно приступить к служению ее в обыкновенной комнате, в палатке, на обычном столе вместо престола. Антиминс – переносный престол. Кроме антиминса, на святом престоле полагается святое Евангелие, крест и Дарохранительница, где сохраняются Святые Дары запасные. Вот почему на престоле не только невидимо, но и видимо, в святом Евангелии и Святых Дарах, присутствует Сам Господь.
Жертвенник стоит в левой стороне алтаря, на нем совершается проскомидия, а в древности на нем полагали верующие хлеб, который они приносили для совершения Божественной вечери.
Вот краткое описание храма, в котором мы бываем с вами за Божественной службой. Всюду и все говорит нам о присутствии Бога. С каким же благоговением должны мы стоять здесь перед престолом Божиим, пред которым с трепетом предстоят ангелы, которым и мы уподобимся в храме, воспевая славословие. И как жалки, как несчастны люди, которые не любят храма Божия, которые меняют службу Божию на ветошь мира сего, которых житейские заботы лишают возможности бывать в храме.
Други мои, любите храм, это постоянное местопребывание Бога, спешите сюда, особенно в праздник, старайтесь уподобляться ангелам, воспевающим непрестанно хвалу Богу.
Видеоматериалы:

 

 


[1] Мощи – останки тел святых. Мощи некоторых святых сохраняются нетленными.

[2] Миро – благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ, освященное специальным чином в Великий Четверг на литургии. Освящение мира совершает архиерей – глава поместной церкви (в Русской православной церкви – Патриарх).

[3] Антиминс (греч. – вместо и лат. престол) – плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. Антиминс освящается архиереем по особому чину. Обычно антиминс четырехугольный, из шелковой или льняной материи. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста и четыре евангелиста. Антиминс находится на престоле: когда не совершается литургия, заворачивается в илитон. Антиминс имеет то же значение, что и престол. Без антиминса нельзя служить Литургию. При освящении архиереем храма антиминс кладется на престол и освящается вместе с ним.  На антиминсе всегда есть подпись того епископа, который его освящал, а также указано, где и когда это освящение было и для какой церкви. Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII – IX вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.

[4] Киворий – навес над престолом в алтаре в виде купола с крестом, держащийся на четырех или более столпах. Киворий обычно бывает в соборах и крупных храмах.

[5] В переводе со славянского горнее значит возвышенное.