I. Понятие о Божественном Откровении. Пути богопознания

Цель занятия – рассмотреть и провести сравнительный анализ естественного и сверхъестественного путей богопознания.

Задачи:

1. Ввести понятия естественного и сверхъестественного путей богопознания.

2. Рассмотреть пути естественного богопознания.

3. Дать определение Божественного Откровения.

4. Рассмотреть подготовку и принятие совершенного Откровения о Боге в образе Господа Иисуса Христа.

5. Раскрыть универсальность новозаветного Откровения.

6. Показать полноту новозаветного Откровения.

План занятия

1. Провести проверку домашнего задания.

2. Провести обсуждение: как мы получаем знания о Боге?

3. Познакомить слушателей с содержанием занятия.

4. Обсудить содержание занятия на основе проверочных вопросов.

5. Задать домашнее задание – прочитав материал о Теории догматического развития, обосновать ее несостоятельность.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. Часть первая. Понятие о божественном откровении. Глава I. Пути богопознания.

2. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. Митр. Филарет (Дроздов). — М.: Синод, тип., 1913.  

3. Хопко Фома, прот. Основы Православия. – М.: ЭКСМО, 2013. 384 с. Часть I. Вероучение. Глава первая. Источники христианского учения. Откровение. 

Дополнительная литература:

4. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2012.  г. 288 с. Часть первая. Введение в богословие. III. Полнота новозаветного откровения и развитие догматической науки. 

Ключевые понятия:

- естественный путь богопознания;

- сверхъестественный путь богопознания;

- Божественное Откровение.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

1. Какие пути богопознания вам известны?

2. Какие два пути естественного богопознания вам известны?

3. В чем заключается сверхъестественное богопознание?

4. Дайте определение Божественного Откровения.

5. Обоснуйте тезис о том, что Божественное Откровение имеет свое завершение в Господе Иисусе Христе.

6. В чем заключается универсальность новозаветного Откровения?

7. В чем заключается полнота новозаветного Откровения?

Иллюстрации:

Беседа Иисуса Христа с народом. Фреска Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры

Текстовые материалы:

Теория догматического развития

Неизменность и полноту Божественного Откровения, пребывающего в Церкви, признают не только православные, но и римо-католики и большая часть протестантов. Однако, согласно мнению большинства западных богословов, многое из этой полноты остается Церкви неизвестным или, по крайней мере, неясно осознается ею до тех пор, пока развитие догматического учения не рассеет неясности предшествовавшего церковного сознания. Эта теория, получившая название «теории догматического развития», является сравнительно новой. Она появилась в середине XIX века. Ее автор — кардинал Ньюман. С помощью данной теории легко оправдать догматические нововведения Рима, чуждые древней Вселенской Церкви, каковы, например, догматы о filioque (об исхождении Святого Духа и от Сына), о чистилище, о непорочном зачатии Божией Матери, о главенстве и непогрешимости папы ex cathedra и т. д.

Если согласиться с западным пониманием догматического развития, то следует признать, что апостольская община знала о Боге меньше последующих христиан. Но это неверно, потому что Христос возвестил ученикам все, что слышал от Отца (Ин. 15, 15), т. е. полноту истины. Эту полноту ведения Церковь хранит с апостольских времен. «Если до сошествия Святого Духа и было некое возрастание в познании Божественных тайн, некое постепенное раскрытие Откровения, как, «Свет, приходящий мало-помалу», — пишет В. Лосский, — то со дня Пятидесятницы «Дух среди нас», и поэтому для всех поколений христиан предоставлена равная возможность «познавать Истину в той полноте, которую не может вместить мир».

И, вместе с тем, в Церкви продолжается развитие догматической науки в смысле все более точного выражения в слове познанной Истины. Возможно и в дальнейшем появление новых, более совершенных разработок по отдельным вопросам вероучения или целых догматических систем. Сокровищница богословской науки на протяжении истории Церкви обогащается новыми плодами святоотеческой мысли. Например, в IV веке еще не существовало сочинений преподобного Симеона Нового Богослова и святого Григория Паламы. Однако человеческое слово о Боге не прибавляет ничего существенно нового к полноте Откровения и ведения Церкви. Например, Церковь всегда исповедала Божество Христа как истину Откровения, но только в IV в. эта истина была сформулирована догматически. Таким образом, заслуга богословской мысли в том, что она способна сформулировать то, что раньше постигалось в Откровении, но не имело совершенно точного словесного выражения.

Развитие догматической науки святой Викентий Лиринский сравнивает с развитием человеческого организма: «Религия — дело души, пусть уподобляется в этом отношении телу, — говорит он. — С приращением лет тела раскрывают и развивают члены свои, однако остаются теми же, чем были. Цветущая пора детства, зрелый возраст и старческий между собой весьма различны, однако стариками делаются те же самые, которые были прежде детьми, так что хотя рост и наружность одного и того же человека изменяются, тем не менее, природа его остается одна и та же. Такому закону преуспеяния должно следовать и догматическое учение христианской религии. Пусть оно с годами укрепляется, со временем расширяется, с веком возвышается, но остается нерушимым и неповрежденным, целым и совершенным, без всякой утраты в своем содержании, без всякого изменения своих определений».

Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов) архим. Догматическое богословие. III. Полнота новозавтеного откровения и развитие догматической науки. Теория догматического развития. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskoe-bogoslovie-kastalski... (дата обращения: 25.08.2015).

Видеоматериалы:

1.

2.

 

 

1. Естественный и сверхъестественный пути богопознания

2. Два пути естественного богопознания

3. Сверхъестественное богопознание

3.1. Познание Бога из Божественного Откровения

3.2. Провозвестники Божественного Откровения и завершение Откровения во Христе

3.3. Универсальный характер новозаветного Откровения

3.4. Полнота новозаветного Откровения

1. Естественный и сверхъестественный пути богопознания

Естественнонаучные знания человек получает через исследование природы путем наблюдения и эксперимента, исторические знания приобретаются посредством изучения исторических памятников и документов. Каким образом возможно для человека иметь знание о Боге? Материалистические учения объясняют возникновение веры в Бога искаженным, фантастическим отражением в сознании человека окружающей действительности. Однако такого рода теории не выдерживают критики. В самом деле, человек может воспринимать действительность искаженно, например принять канат за змею, но только при условии, что ему предварительно известно, что такое змея. Житель Крайнего Севера, никогда не имевший дело с этими теплолюбивыми рептилиями, такой ошибки никогда не совершит. Следовательно, для того чтобы увидеть в том или ином природном явлении нечто сверхъестественное, необходимо уже предварительно иметь понятие о сверхъестественном бытии. Поэтому источником нашего знания о Боге может быть только Сам Бог. Однако объектом познавательной деятельности человека может быть только тот мир, в котором он существует, Бог же, будучи Творцом этого мира, Сам не является его частью, но пребывает «над всеми» (Еф. 4:6). Говоря философским языком, Бог трансцендентен миру[1]. Конечно, человек может составить некоторое представление о Боге и через исследование тварного мира, ибо через рассмотрение произведений всегда возможно нечто узнать и о самом художнике. Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. В сущности это есть ни что иное, как естественная реакция человеческой души, которая, по словам учителя Церкви Тертуллиана (II—III в.), по природе является христианкой. Такое, опосредованное творением, познание Бога, называется естественным богопознанием.

2. Два пути естественного богопознания

Различают два пути естественного богопознания.

а) Путь космологического умозаключения, когда человек через созерцание тварного космоса восходит к уразумению того, что видимый мир имеет Творца и Промыслителя. В Священном Писании можно найти немало свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения: «подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника» (Прем. 13:1-2), поскольку «вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20). «Мы никогда не назовем мудрецами тех, кто не может и не желает познавать Бога из творений Его», — учит преподобный Максим Исповедник.

По словам святиителя Василия Великого, не познать Творца из созерцания мира — значит ничего не видеть в ясный полдень.

б) Путь самопознания. Как учит преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.), мысль о том, что «Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого»22, «знание, что Бог есть, нам от природы всеяно». Поэтому «если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя», говорит святитель Василий Великий.

3. Сверхъестественное богопознание

3.1. Познание Бога из Божественного Откровения

Естественное богопознание представляет собой лишь начальный и весьма несовершенный способ богопознания, поскольку такое богопознание, во-первых, может привести только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге как о Творце и Промыслителе Вселенной, а во-вторых, возможно только при наличии у человека некоторых предварительных понятий о Боге. Иными словами, естественное богопознание возможно только на основании сверхъестественного, то есть такого способа богопознания, когда Бог Сам непосредственно сообщает человеку некоторое знание о Себе. Этот способ называется познанием из Божественного Откровения. По определению «Пространного Катихизиса», Божественное Откровение есть «то, что Сам Бог открыл человекам, дабы они могли право и спасительно веровать в Него, и достойно чтить Его».

Именно из Божественного Откровения «почерпается учение Православной веры».

Особое внимание следует обратить на слово «спасительно». Божественное Откровение имеет своей конечной целью спасение человека, поэтому Бог открывает нам знание о Себе лишь в той мере, в какой это необходимо для нашего спасения.

3.2. Провозвестники Божественного Откровения и завершение Откровения во Христе

Поскольку «по греховной нечистоте и немощи духа и тела» не все способны общаться с Богом «лицом к лицу», то и «не все человеки способны непосредственно принять Откровение от Бога». Поэтому Бог «употребил особенных провозвестников Откровения Своего, которые бы передали оное всем человекам, желающим принять оное».

К числу таких провозвестников принадлежат Адам, Ной, Авраам, Моисей и все ветхозаветные пророки, проповедавшие «начатки Откровения Божия». Божественное Откровение — не однократный акт, а процесс. В ветхозаветные времена Бог постепенно открывал людям знание о Себе, приспособляясь к способности восприятия дохристианского человечества. В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение ветхозаветного Откровения в лице Господа Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия, Который во всей необходимой для нашего спасения «полноте ... и совершенстве принес на землю Откровение Божие». Конечно, самая сокровенная Божья сущность не может быть воспринята тварными существами, но Он действительно открыл о Себе всё, что только человек может видеть и понимать в проявлениях Его природы и воли. Эта полнота и совершенство Божьего самооткровения были выявлены в Сыне Его Иисусе Христе, восполнив все постепенные и частичные откровения Ветхого Завета. Иисус Христос воистину есть Тот, о Чьём приходе сказано: «Благословен Грядый во Имя Господне». Сначала люди обращались ко Христу, называя Его «Равви», что означает «Учитель», а его последователи назывались «учениками». Он и пришёл прежде всего как посланный Богом Учитель, чтобы научить людей познавать Его. Но Христос-Учитель — это лишь одна из сторон облика Христа-Мессии. (Греческое слово «Христос» есть перевод еврейского «Мессия», что значит «Помазанник Божий») «Когда придёт Мессия,— гласит пророчество,— Сам Бог будет учить людей» (Ис. 54.13, Ин. 6.45). Христос тоже много раз утверждал, что Его слова — это слова Божьи, и учил «как власть имеющий», а не как обыкновенные еврейские проповедники (Мф. 7.29); отвергавших же Его учение Он обвинял в том, что они отвергают Самого Бога. «Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня. ...Ибо Я говорил не от Себя; но пославшийМеня Отец, Он далМне заповедь, что сказать и что говорить. Итак, что Я говорю, говорю как сказал Мне Отец». (Ин. 12.44–45 и 49–50).

Иисус Христос называл Себя «Истиной» (Ин. 14.6) и «Светом» (Ин. 8.12), и не только передавал Божье Слово, но именно Сам явился живым Словом Божьим в человеческой плоти — вечным и нетварным Логосом, ставшим Человеком Иисусом из Назарета, чтобы мир смог познать Бога.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его... Был Свет истинный. Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца... И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать. Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (Ин.1.1–18. Евангелие, читаемое на Пасхальной Литургии в Православной Церкви).

Итак, Иисус Христос — Божье Слово во плоти человеческой — пришёл учить людей Своим присутствием, Своими словами и Своими делами.

3.3. Универсальный характер новозаветного Откровения

Откровение Бога во Христе предназначено «для всех человеков, как для всех нужное и спасительное», потому что Бог хочет, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Конечно, самооткровение Бога в истории человечества через избранный народ Израиля — важнее и полнее всех других откровений, потому что оно было подготовкой к приходу Самого Христа-Мессии, но однако, по учению Христианской Церкви, всякое искреннее стремление людей к истине — исполняется во Христе и всякое подлинное прозрение о смысле жизни — находит своё совершенное выражение в Евангелии. Святые Отцы Церкви учили, что и духовные предчувствия языческих религий, и мудрость многих философов также способны подготовить людей к принятию христианства и стать реальными путями к единой Правде Божьей. Потому что Божье Слово и Премудрость явлены всем, а Божественный Свет «просвещает всякого человека, приходящего в мир». Свет этот и есть Слово Божье — Иисус из Назарета — совершеннейшее и полнейшее откровение Божье миру о Самом Себе. Незадолго до своего Вознесения на небо Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь, говорит: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19. 20). Таким образом, во Христе Божественное Откровение обращено ко всем народам и предназначено на все времена.

3.4. Полнота новозаветного Откровения

Во Христе мы имеем Божественное Откровение во всей полноте, потому что Господь сообщил нам все необходимое для спасения. Ветхозаветные пророки говорили «многократно и многообразно» (Евр. 1:1), поскольку каждый из них сообщал только ту малую часть знания о Боге, которая ему лично открылась. Кроме того, в Ветхом Завете Откровение было опосредованным, так как каждый из пророков свидетельствовал о том, что ему как человеку было открыто о Боге. Во Христе Откровение не фрагментарно, а целостно и полно, потому что Христос не просто тот, кто нечто знает о Боге, а Сам Бог. Это уже не свидетельство человека о своем опыте богопознания — во Христе Сам Бог открывает нам истину о Себе.

Господь говорил Своим ученикам, что Он сообщил им «все, что слышал от Отца» (Ин. 15:15). Апостолы, проповедуя богооткровенное Христово учение, возвещали людям «всю волю Божию» (Деян. 20:27). Поэтому после Христа в принципе не может быть дарования новых откровений или заключения какого-то третьего завета, отличного от Завета Нового. Всякий, кто пытается нечто изменить в богооткровенном учении Господа Иисуса Христа или сделать некоторое добавление к нему, подпадает под анафему апостола Павла: «... если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8).

Проверочные вопросы:

1. Какие пути богопознания вам известны?

2. Какие два пути естественного богопознания вам известны?

3. В чем заключается сверхъестественное богопознание?

4. Дайте определение Божественного Откровения.

5. Обоснуйте тезис о том, что Божественное Откровение имеет свое завершение в Господе Иисусе Христе.

6. В чем заключается универсальность новозаветного Откровения?

7. В чем заключается полнота новозаветного Откровения?

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. Часть первая. Понятие о божественном откровении. Глава I. Пути богопознания.

2. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. Митр. Филарет (Дроздов). — М.: Синод, тип., 1913.  

3. Хопко Фома, прот. Основы Православия. – М.: ЭКСМО, 2013. 384 с. Часть I. Вероучение. Глава первая. Источники христианского учения. Откровение. 

Дополнительная литература:

4. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2012.  г. 288 с. Часть первая. Введение в богословие. III. Полнота новозаветного откровения и развитие догматической науки. 

Видеоматериалы: