I. Православная Церковь

Цель занятия – сформировать у слушателей представление о Церкви, ее происхождении и основных связанных с ней понятиях.

Задачи:

1. Раскрыть значение храма для совершения спасения христианина.

2. Рассмотреть определения Церкви.

3. Рассмотреть административное и материальное устройство земной Церкви.

4. Рассмотреть вопрос о святости Церкви.

5. Проанализировать историю устройства храма.

План занятия:

1. Провести со слушателями обсуждение необходимости посещения храма для спасения (при этом можно опереться на статьи Игнашева С. И митрополита Сурожского Антония – см. дополнительную литературу).

2. Провести разбор Слова 483 свт. Филарета Московского (см. дополнительную литературу).

3. Раскрыть основное содержание занятия (при необходимости использую Беседы игум. Петра (Мещеринова) – см. дополнительную литературу).

4. Провести опрос-обсуждение пройденного материала по проверочным вопросам.

5. Задать домашнее задание – прочитав цитаты из творений святых отцов, выяснить какие сравнения и образы они используют, говоря о храме.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005.   Глава 1. О Церкви. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/dictionary/22/kniga-o-tserkvi-all.shtml#glava_1_o_tserkvi (дата обращения: 27.09.2015).

Источники:

2. Филарет Московский, свт. 483. Слово по освящении храма Живоначальной Троицы, что на Покровке, на Грязях. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova/483 (дата обращения: 27.09.2015).

Дополнительная литература:

3. Петр (Мещеринов), игум. Беседы о вере и Церкви. О Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/tserkov/o_tserkvi/igumen_Petr_Besedy_o_vere_04-all.shtml (дата обращения: 27.09.2015).

4. Игнашев С. Голова в песке или Бог в душе? [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/put/82292.htm (дата обращения: 27.09.2015).

5. Антоний (Блум), митр. О Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mitras.ru/church/ch_05.htm (дата обращения: 27.09.2015).

6. Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/prochee/entsiklopedija-izrechenij-svjatyh-ottsov-i-uchitelej-tserkvi-po-razlichnym-voprosam-duhovnoj-zhizni/ (дата обращения: 27.09.2015).

Ключевые понятия:

- Церковь как дом Божий;

- Церковь как лестница в Небо;

- Церковь как Невеста Христова;

- Церковь как Тело Христово;

- храм;

- православная община;

- настоятель;

- Церковные Таинства;

- канон;

- собор;

- епископ;

- священник;

- дьякон;

- приходское собрание;

- приходской совет;

- староста общины;

- казначей общины;

- благочинный;

- монастырь;

- монах;

- Патриарх;

- Поместный собор

- святость Церкви.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

1. Зачем ходить в храм, если Господь сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21)?

2. Зачем Богу нужны храмы?

3. Какие определения Церкви вам известны?

4. Кто является главой Церкви?

5. Чем определяется законность священнослужителя?

6. Кто возглавляет православную общину?

7. Кто возглавляет Русскую Православную Церковь?

8. Что это такое монастырь и кто его возглавляет?

9. Каково административное устройство Церкви?

10. Чем обусловлена святость Церкви?

11. В чем принципиальное отличие ветхозаветного богослучения от новозаветного?

Иллюстрации:

Анисимов. Дорога к храму

Картинки по запросу храм христа спасителя

Храм Христа Спасителя

Текстовые материалы:

Святые отцы о храме
 
Святитель Иоанн Златоуст
«Старайся не о том только, чтобы приходить в церковь, но чтобы уходить домой, получив какое-нибудь врачевство против своих страстей, чтобы если не от нас, то от Писания заимствовать нужные врачевства».
 
«Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда».
 
Святитель Григорий Палама
«Храм является образом Гроба Господня... и более чем образом... ибо и он имеет место, где лежит Тело Владыки во внутреннем помещении за завесой, где находится священная Трапеза. Так что тот, кто внутренне прибегает к этому воистину Божественному и вмещающему Бога гробу и пребывает до конца, сосредоточивая и простирая к Богу мысли, не только познает здесь, богодухновенные слова Писания... возвещающие о Божестве и человечестве воплотившегося ради нас Бога Слова, но и ясно зрит мысленными очами Самого Господа. Скажу даже – и телесными очами, ибо с верой взирающий на таинственную Трапезу ,и на почивающий на ней Хлеб Жизни видит Самое... Слово Божие, Которое стало Плотию и обитало среди нас. И если сделает себя достойным, чтобы Оно обитало в нем, то не только увидит, но и сделается причастником Его и будет иметь Его обитающим в себе... удостаиваясь видеть и насладиться тем, во что, по выражению апостола, желают проникнуть Ангелы. Через созерцание его и причастие весь (человек) становится благовидным».
 
Преподобный Ефрем Сирин
«Духовный рай есть Церковь. В ней древо жизни – святой жертвенник примирения, источающий жизнь верным, возлюбившим жизнь. Итак, обогащайтесь, насладитесь дарами, какие уготовал для вас Отец...»
 
«Церковь – это соль, осоляющая всю землю, предохраняя ее от гнилости».
 
Святитель Тихон Задонский
«Что госпиталь для больных, то Святая Церковь для христиан, больных духовно. В госпиталь больные входят через дверь; в Святую Церковь больные духовно входят верою и Святым Крещением. В госпиталь ради того входят больные, чтобы исцелиться от болезни и стать здоровыми; в Святую Церковь ради того входят больные духовно, чтобы исцелиться от душевных болезней и так спастись. В госпитале есть врач, который больных посещает, осматривает и лечит: в Святой Церкви Врач есть Христос, Который христиан, духовно больных, посещает и исцеляет. В госпитале лекарь запрещает больным все то, что мешает лечению; в Святой Церкви Христос повелевает христианам воздерживаться от всего того, что их душевному исцелению и получению вечного спасения препятствует. В госпитале больные, которые хотят исцелиться, слушают врача и исцеляются; так и христиане, если хотят исцелиться и спастись, должны слушать Врача Христа и удаляться от всего того, что Он запрещает. В госпитале не исцеляются и не получают здоровья те больные, которые не слушают врача и не воздерживаются от того, что он им запрещает; так и христиане остаются неисцеленными и лишаются спасения, если не слушают Христа и живут по своим прихотям, а не по правилу Его учения. В госпитале больные лекарю говорят о своих болезнях: «я страдаю тем-то»; так и христиане должны объявлять свои болезни Христу – Небесному Врачу и у Него просить исцеления. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» ( Мф.9:12)».
 
«Апостол называет Святую Церковь «домом Бога живаго» ( 1 Тим.3:15). Этот святой и великолепный дом имеет основанием Самого Христа, по учению апостола: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1 Кор.3:11). Этот дом создали на лице всей земли, с помощью Господа, духовные архитекторы – святые апостолы. Он очищен и освящен Кровию Единородного Сына Божия ( Еф.5:25—26). Входят в него верою и Крещением. В этот дом собрались и собираются многие народы... Называется он и градом Божиим, который воспел пророк: «основание его на горах святых» ( Пс.86:1)... Граждане этого града и обитатели его – христиане, «сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19). В этом граде нет места необрезанному сердцем и нечистому ( Ис.52:1), но живет в нем «народ праведный, хранящий истину» ( Ис.26:2)».
 
«Этот большой и безопасный корабль прообразован Ноевым ковчегом, по общему мнению святых отцов и учителей. Как святой Ной со всем домом своим спасся в ковчеге от всемирного потопа, а все, бывшие вне ковчега, погибли, так и ныне: спасаются только те от греховного потопа, от гнева Божия и вечного осуждения, которые находятся в Святой Церкви и являются ее истинными сынами. Прочие же все, пребывающие вне, погибают и тонут в потопе адской бездны».
 
Святитель Феофил Антиохийский
«Для мореходов Бог предназначил в убежище острова, а для мира, обуреваемого грехом, даровал святые церкви, в которых соблюдается учение истины».
 
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
«Духовный чертог, в котором хранится и из которого, не иссякая, преподается духовное сокровище — истинная вера, есть Единая Святая Православная Церковь».

 

Видеоматериалы: 

 

 

Картинки по запросу дорога к храму рисунки

1.  Определения Церкви

2.  Административное и материальное устройство земной Церкви

3.  Святость и непорочность Церкви

4.  Происхождение Церкви и история создания храма

1.  Определения Церкви

Сегодня Церковь открыта для каждого, все церковные знания доступны человеку, который хочет к ним прикоснуться, сделать их своими. Нет никаких преград, которые бы мешали человеку познать Церковь. Есть только одна преграда – неверие. Если у человека есть хоть капля веры в Бога и Церковь, то он может и должен познать Ее и стать Ее сыном.

Конечно, не всякий человек считается членом Церкви, но только тот, кто с верою принял Таинство Крещения “во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа”. Через это он становится участником всей церковной жизни, всех Церковных Таинств[1].

Однако сейчас среди нас много таких, кто, приняв Таинство Крещения в младенчестве, находится далеко от “церковной ограды”, как мы говорим, не “ходит” в Церковь, не знает, что совершается в Ней. Есть и такие, которые приходят в церковь, но испытывают затруднения, не зная как правильно себя вести, участвовать в церковных Таинствах. Наш курс направлен на то, чтобы максимально ответить на вопросы таких христиан.

Сначала определимся с общими понятиями.

ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВЬ? Какое определение мы можем ей дать?

Если мы скажем, что Церковь – дом Божий, это будет правильно. Во-первых, Церковь основал Сам Господь и Бог наш Иисус Христос, во-вторых, Он живет в ней Духом Святым, не отступая и не удаляясь, но всегда наполняя и освящая ее Своим присутствием.

 Мы можем сказать, что Церковь – лестница в Небо, и это будет правильно. Мы, люди, поднимаемся по этой лестнице на небо, к Богу, а оттуда спускаются по ней ангелы, помогая нам и исполняя повеления Божии о мире и людях, которых создал Господь.

Отношения Христа и Церкви исполнены такой любви, что апостол Павел уподобляет их отношениям мужа и жены, подчеркивая таинственность этой любви. "Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Церкви). ...Церковь повинуется Христу... Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна... Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и костей Его... Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" (Еф. 5, 23 — 30, 32). В Откровении Иоанна Богослова Церковь называется Невестой Христовой (см. Откр. 22, 17). Таким образом, мы называем Церковь Невестой Христовой, потому что в ней мы вступаем в союз со Христом – небесным Женихом душ наших. Там, где пребывает Спаситель мира, Господь Вседержитель, – Царствие Небесное. Это Церковь Небесная, где Господь, где все святые и души праведных.

И еще мы говорим, что Церковь – это Тело Христово. Об этом сообщает нам Священное Писание: "Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова... И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова... дабы мы... истинною любовию все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф. 4, 4 — 7, 11 — 12, 14 — 16). Вступая в Церковь через Таинство Крещения, мы соединяемся со Христом в Таинстве Причащения. Принимая в Таинстве Причащения под видом хлеба и вина Его Божественные Тело и Кровь, мы сами становимся Его Телом – Церковью и родными друг другу во Христе.

ГЛАВА ЦЕРКВИ – ХРИСТОС СПАСИТЕЛЬ!

2.  Административное и материальное устройство земной Церкви

Мы называем церковью и храм – здание, куда мы собираемся для молитвы и участия в богослужении.

Под Церковью мы понимаем и общество людей, соединенных православной верой и Таинствами. Такое общество именуется в Православии общиной. Общину всегда возглавляет настоятель, то есть назначенный епископом священник, на котором лежит вся ответственность за общину.

Церковью, в строгом смысле слова по православным канонам[2], можно назвать такую общину, которая имеет законно поставленных епископовсвященников и дьяконов. Законность священнослужителя определяется апостольским преемством, канонами, соборными[3] правилами и церковной дисциплиной.

Помимо того, что мы говорим о Церкви как о теле Христовом, как о живом организме, Церковью часто называют и ту земную организацию, объединяющую все православные приходы, епархии и монастыри в единую церковную общину, которая именуется “Русская Православная Церковь” и “Вселенское Православие”.

Мы с вами, живя в России, принадлежим Русской Православной Церкви или, что то же самое, Московскому Патриархату.

Мы говорим, что у Церкви земной есть ее земное административное устройство. Без этого невозможно было бы стояние Церкви на земле, невозможной была бы ее миссия среди народов. Церковь живет и действует в обществе, в государстве.

Всякая православная община имеет свое административное устройство. В нашей Церкви оно таково. При настоятеле есть Приходское собрание, которое принимает решения по административному и хозяйственному ведению дел, есть Приходской совет, куда кроме настоятеля входит староста, его помощник и казначей. Каждая община, хотя и самостоятельна, но, тем не менее, подчиняется благочинному[4] и епископу.

Кроме общин – приходов, существуют монастыри. Это монашеские общины, мужские или женские. Монах – это христианин, принявший строгие обеты (см. “Пострижение в монашество”) и подчинивший себя во всем Церкви. Возглавляет монастырь чаще всего игумен или архимандрит.

Епископ – это высший священный сан Церкви, в его управлении находятся все общины и монастыри области. Все епископы административно подчиняются Патриарху. Патриарх – тоже епископ.

Поместный собор Русской Православной Церкви выбирает Патриарха пожизненно. Его именуют СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ. Он является Первоиерархом, Первосвятителем Русского Православия. Как епископ Патриарх управляет Москвой.

Земное устройство Церкви соответствует времени, эпохе, историческим и национальным особенностям. Земное устройство Церкви во многом похоже на устройство многих других человеческих организаций. Но оно не только не исчерпывает содержания жизни Церкви, но и является второстепенным.

В Церкви есть дисциплина. Церковная дисциплина определяет взаимоотношения между членами Церкви в административном, каноническом и хозяйственном устройстве. Если мы говорим, что в Церкви есть правила и законы, то есть каноническое право, то этим определяется то, чего человек не должен совершать как христианин. Но главное в его жизни определяется верою в Бога, в Священное Писание, в Священное Предание, определяется жизнью Духа.

В земной Церкви есть не только административное устройство, но и материальное: храмы, иконы, множество церковной утвари, денежные средства. Церковные чиновники помогают епископам и Патриарху управлять всей церковной организацией, всем церковным имуществом. Но это является необходимым лишь для земного устройства и остается второстепенным, не главным. Всякий человек, входя в Церковь, должен помнить: то, что он видит в ней земного, похожего на государственное и общественное, есть лишь внешнее сходство с другими общественными и государственными организациями. Беда, если человек пытается найти в Церкви такие же, как и в других человеческих обществах, неустройства, грехи. Мы говорим о том, что Церковь земная в силу особенностей человеческого поведения, в силу особенностей человеческого характера в такой же степени “болеет”, в какой “больны”, греховны составляющие Ее люди. Но это никак не относится к Церкви, когда мы говорим о Ней с большой буквы, Церкви Небесной, к Церкви такой, какой создал Ее Господь.

3.  Святость и непорочность Церкви

Церковь свята и непорочна. Хотя мы, составляющие Церковь христиане, можем грешить, можем нарушать церковные каноны, Церковь от этого не становится ниже, не теряет своей святости. Ибо Церковь – это Тело Христово. Мы можем находиться внутри Церкви, если мы следуем заповедям Божиим, если Дух Божий живет в нас. Мы можем выходить из Церкви, выпадать из Нее, если мы совершаем грех, если нарушаем Ее единство, если мы не участвуем в Ее жизни.

Только тот человек, который постоянно живет церковной жизнью, участвуя во всех ее таинствах, может назвать себя человеком церковным, действительно православным, настоящим христианином.

4.  Происхождение Церкви и история создания храма

На протяжении веков Господь через избранных Им людей – пророков – созидал Церковь. В Ветхом Завете Он научил людей молиться Ему, мудро ведя их ко спасению. Господь Бог заключил с человечеством Завет, Союз, при горе Синай. Он явился вождю избранного народа пророку Моисею, дав ему Десять заповедей – Закон, который народ Божий должен был исполнять. Господь повелел Моисею соорудить скинию (первый храм), в которой пребывала Слава Его. Скиния была прообразом будущего храма, люди приходили туда для богослужения и молитвы.

При царе Соломоне в Иерусалиме был построен храм. В нем совершались богослужения и приносились жертвы Богу, пока на землю не пришел Спаситель, Сын Божий.

Новозаветную Церковь создал Сам Спаситель. Он родился на земле, как человек, проповедуя о Царствии Божием и уча народ. Пострадав и умерев на Кресте, воскреснув на третий день и, наконец, вознесшись на небо, Он послал Своим ученикам и апостолам Духа Святого. Апостолы утвердили и устроили Церковь при содействии Духа Святого своими трудами и мученичеством за Христа.

Господь наш Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву. С тех пор другие жертвы стали не нужны. Был разрушен и сам Иерусалимский храм, а христиане стали строить свои храмы повсюду, где появлялись их общины.

Церковь распространялась, росла и укреплялась трудами апостолов, но основанием Ее и единственным Главой во все времена остается Господь наш Иисус Христос.

Много столетий прошло со времени основания Церкви, много святых в ней просияло. Церковь – это великий вселенский Дом, глава которого Христос и в котором живут Матерь Божия, ангелы Божии, святые, где живем и мы, пока сами не уходим из этого Дома, предпочтя ему богатство, славу и бушующие земные страсти и грехи.

В этом доме записаны и имена людей, которым еще только предстоит в него войти, и даже тех из них, кто еще не родился на свет Божий. Дом этот – Церковь Божия, Господь постоянно обитает в ней, Святой Дух наполняет Своей благодатью и освящает сердца людей, которые составляют Ее.

В Церкви святы песнопения и молитвы, Таинства и священнодействия, иконы и священные предметы. Здесь мы освящаем главные моменты своей жизни, вступив сюда после рождения в Таинстве Крещения, исповедуясь, приобщаясь Тела и Крови Господних, вступая в брак и прося облегчения болезням в Таинстве Соборования. “Внутри” Церкви мы перейдем в вечность, когда туда призовет нас Господь. Церковь объемлет всю нашу жизнь с рождения до смерти, не оставляя нас и после нее. Усопшие, то есть умершие, вместе с нами являются членами Церкви, но Церкви Небесной.

Поэтому каждому необходимо изучить Церковь, разобраться в Ее устройстве и назначении составных частей.

Проверочные вопросы:

1. Зачем ходить в храм, если Господь сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21)?

2. Зачем Богу нужны храмы?

3. Какие определения Церкви вам известны?

4. Кто является главой Церкви?

5. Чем определяется законность священнослужителя?

6. Кто возглавляет православную общину?

7. Кто возглавляет Русскую Православную Церковь?

8. Что это такое монастырь и кто его возглавляет?

9. Каково административное устройство Церкви?

10. Чем обусловлена святость Церкви?

11. В чем принципиальное отличие ветхозаветного богослучения от новозаветного?

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

1. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005.   Глава 1. О Церкви. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/dictionary/22/kniga-o-tserkvi-all.shtml#glava_1_o_tserkvi (дата обращения: 27.09.2015).

Источники:

2. Филарет Московский, свт. 483. Слово по освящении храма Живоначальной Троицы, что на Покровке, на Грязях. [Электронный ресурс]. – URL:  http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova/483 (дата обращения: 27.09.2015).

Дополнительная литература:

3. Петр (Мещеринов), игум. Беседы о вере и Церкви. О Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/tserkov/o_tserkvi/igumen_Petr_Besedy_o_vere_04-all.shtml (дата обращения: 27.09.2015).

4. Игнашев С. Голова в песке или Бог в душе? [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/put/82292.htm (дата обращения: 27.09.2015).

5. Антоний (Блум), митр. О Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mitras.ru/church/ch_05.htm (дата обращения: 27.09.2015).

6. Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/prochee/entsiklopedija-izrechenij-svjatyh-ottsov-i-uchitelej-tserkvi-po-razlichnym-voprosam-duhovnoj-zhizni/ (дата обращения: 27.09.2015).

Текстовые материалы:

Святые отцы о храме
 
Святитель Иоанн Златоуст
«Старайся не о том только, чтобы приходить в церковь, но чтобы уходить домой, получив какое-нибудь врачевство против своих страстей, чтобы если не от нас, то от Писания заимствовать нужные врачевства».
 
«Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда».
 
Святитель Григорий Палама
«Храм является образом Гроба Господня... и более чем образом... ибо и он имеет место, где лежит Тело Владыки во внутреннем помещении за завесой, где находится священная Трапеза. Так что тот, кто внутренне прибегает к этому воистину Божественному и вмещающему Бога гробу и пребывает до конца, сосредоточивая и простирая к Богу мысли, не только познает здесь, богодухновенные слова Писания... возвещающие о Божестве и человечестве воплотившегося ради нас Бога Слова, но и ясно зрит мысленными очами Самого Господа. Скажу даже – и телесными очами, ибо с верой взирающий на таинственную Трапезу ,и на почивающий на ней Хлеб Жизни видит Самое... Слово Божие, Которое стало Плотию и обитало среди нас. И если сделает себя достойным, чтобы Оно обитало в нем, то не только увидит, но и сделается причастником Его и будет иметь Его обитающим в себе... удостаиваясь видеть и насладиться тем, во что, по выражению апостола, желают проникнуть Ангелы. Через созерцание его и причастие весь (человек) становится благовидным».
 
Преподобный Ефрем Сирин
«Духовный рай есть Церковь. В ней древо жизни – святой жертвенник примирения, источающий жизнь верным, возлюбившим жизнь. Итак, обогащайтесь, насладитесь дарами, какие уготовал для вас Отец...»
 
«Церковь – это соль, осоляющая всю землю, предохраняя ее от гнилости».
 
Святитель Тихон Задонский
«Что госпиталь для больных, то Святая Церковь для христиан, больных духовно. В госпиталь больные входят через дверь; в Святую Церковь больные духовно входят верою и Святым Крещением. В госпиталь ради того входят больные, чтобы исцелиться от болезни и стать здоровыми; в Святую Церковь ради того входят больные духовно, чтобы исцелиться от душевных болезней и так спастись. В госпитале есть врач, который больных посещает, осматривает и лечит: в Святой Церкви Врач есть Христос, Который христиан, духовно больных, посещает и исцеляет. В госпитале лекарь запрещает больным все то, что мешает лечению; в Святой Церкви Христос повелевает христианам воздерживаться от всего того, что их душевному исцелению и получению вечного спасения препятствует. В госпитале больные, которые хотят исцелиться, слушают врача и исцеляются; так и христиане, если хотят исцелиться и спастись, должны слушать Врача Христа и удаляться от всего того, что Он запрещает. В госпитале не исцеляются и не получают здоровья те больные, которые не слушают врача и не воздерживаются от того, что он им запрещает; так и христиане остаются неисцеленными и лишаются спасения, если не слушают Христа и живут по своим прихотям, а не по правилу Его учения. В госпитале больные лекарю говорят о своих болезнях: «я страдаю тем-то»; так и христиане должны объявлять свои болезни Христу – Небесному Врачу и у Него просить исцеления. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» ( Мф.9:12)».
 
«Апостол называет Святую Церковь «домом Бога живаго» ( 1 Тим.3:15). Этот святой и великолепный дом имеет основанием Самого Христа, по учению апостола: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1 Кор.3:11). Этот дом создали на лице всей земли, с помощью Господа, духовные архитекторы – святые апостолы. Он очищен и освящен Кровию Единородного Сына Божия ( Еф.5:25—26). Входят в него верою и Крещением. В этот дом собрались и собираются многие народы... Называется он и градом Божиим, который воспел пророк: «основание его на горах святых» ( Пс.86:1)... Граждане этого града и обитатели его – христиане, «сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19). В этом граде нет места необрезанному сердцем и нечистому ( Ис.52:1), но живет в нем «народ праведный, хранящий истину» ( Ис.26:2)».
 
«Этот большой и безопасный корабль прообразован Ноевым ковчегом, по общему мнению святых отцов и учителей. Как святой Ной со всем домом своим спасся в ковчеге от всемирного потопа, а все, бывшие вне ковчега, погибли, так и ныне: спасаются только те от греховного потопа, от гнева Божия и вечного осуждения, которые находятся в Святой Церкви и являются ее истинными сынами. Прочие же все, пребывающие вне, погибают и тонут в потопе адской бездны».
 
Святитель Феофил Антиохийский
«Для мореходов Бог предназначил в убежище острова, а для мира, обуреваемого грехом, даровал святые церкви, в которых соблюдается учение истины».
 
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
«Духовный чертог, в котором хранится и из которого, не иссякая, преподается духовное сокровище — истинная вера, есть Единая Святая Православная Церковь».
 
Видеоматериалы: 

 

 


[1] Таинства – богоустановленные священнодействия, в которых подается благодать Божия.

[2] Канон – правило, закон Церкви.

[3] Соборы – съезды духовенства и мирян для решения церковных проблем и вопросов.

[4] Благочинный – это священник, которому поручено управлять церковными общинами района.