Введение в курс Катехизиса

Цель занятия – раскрыть понятие катехизиса и показать необходимость знания вероучительных истин для спасения.

Задачи:

1. Познакомить слушателей с понятием катехизиса: этимологией слова и определением.

2. Раскрыть понятие веры.

3. Обозначить предмет данного учебного курса.

4. Показать значение разума для духовной жизни христианина.

5. Раскрыть понятие богословия и показать значение догматического сознания для духовной жизни.

6. Раскрыть понятие ереси и показать ее взаимосвязь с догматическим сознанием.

7. Показать значение вероучительных истин в жизни христианина.

План занятия

1. Рассмотреть со слушателями такие понятия как вера, спасение и обсудить значимость знания в религиозной жизни.

2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, обращая особое внимание на ключевые понятия (основные определения лучше записать в конспект).

3. Обсудить на основе цитат из творений святителя Григория Богослова и святителя Феофана Затворника возможность/невозможность, пользу/вред занятия богословием для каждого христианина, разрешив кажущееся в противоречие в этих цитатах.

4. Провести опрос на основе проверочных вопросов.

5. Задать домашнее задание – ознакомиться с соответствующим разделом основной литературы.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. Введение. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/katehizis/1 (дата обращения: 30.10.2015).

2. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. Митр. Филарет (Дроздов). — М.: Синод, тип., 1913. Часть первая. Введение. Предварительные понятия. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/1_1(дата обращения: 30.10.2015).

Дополнительная литература:

3. Яннарас. Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992. 232 с. Проблема Бога. Вера. [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/330#part_1205 (дата обращения: 30.10.2015).

Ключевые понятия:

- катихизис;

- вера;

- спасение;

- вероучительные истины;

- догматы;

- богопознание;

- богообщение;

- богословие;

- Символ веры;

- догматическое сознание;

- ересь.

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

1. Что означает слово «катихизис»?

2. Опишите и проанализируйте три понимания веры.

3. Какую роль играет разум в религиозной жизни?

4. Что такое догматическое сознание?

5. Дайте определение ереси.

6. Каково взаимное влияние догматического сознания и еретических учений?

7. Каково значение догматов в жизни христианина?

Текстовые материалы:

Святитель Григорий Богослов и святитель Феофан Затворник о богословии.
«Любомудрствовать о Боге можно не всякому, – Да! не всякому. – Это приобретается не дешево и не пресмыкающимися по земле! Присовокуплю еще: можно любомудрствовать не всегда, не перед всяким и не всего касаясь, но должно знать: когда, перед кем и сколько. Любомудрствовать о Боге можно не всем; потому что способны к сему люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело. Для нечистого же, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу. Когда же можно? Когда бываем свободны от внешней тины и мятежа, когда владычественное в нас не сливается с негодными и блуждающими образами, как красота письмен, перемешанных письменами худыми, или как благовоние мира, смешанного с грязью. Ибо действительно нужно упраздниться, чтоб уразуметь Бога (Пс.45:11"> Пс.45:11), и егда приимем время, судить о правоте Богословия (Пс.74:3"> Пс.74:3). Пред кем же можно? Пред теми, которые занимаются сим тщательно, а не наряду с прочим толкуют с удовольствием и об этом после конских ристалищ, зрелищ и песней, по удовлетворению чреву и тому, что хуже чрева; ибо для последних составляет часть забавы и то, чтоб поспорить о таких предметах и отличиться тонкостью возражений. О чем же должно любомудрствовать, и в какой мере? О том, что доступно для нас, и в такой мере, до какой простираются состояние и способность понимания в слушателе. Иначе, как превышающие меру звуки или яства вредят одни слуху, другие телу, или, если угодно, как тяжести не по силам вредны поднимающим, и сильные дожди – земле; так и слушатели утратят прежние силы, если их, скажу так, обременить и подавить грузом трудных учений». [Святитель Григорий Богослов. Пять слов о богословии].
«Верою и благочестием обнимаются все обязательные для нас расположения и дела в отношении к Богу... Под словом вера здесь разумеется исповедание, или выраженный определенным образом в понятиях и словах образ богопознания и богопочтения. Первая здесь обязанность есть иметь веру, или религию, то есть знать определенным образом Бога и образ Его почитания, или свое к Нему отношение, или еще содержать исповедание... Сия обязанность — первая непосредственно известная, не столько даже предписываемая, сколько сама себя выказывающая; ибо такова природа духа человеческого, что он, естественно, и требует Бога, и ищет Его, и поставляет себя к Нему в отношения, какие считает законными... Всякому должно испытать и несомненно увериться, истинна ли та вера, которой он держится... Сим испытанием воздается честь вере и удерживается истинное достоинство человека, лица разумного, сознательного, совестного. Вера в нашу веру, то есть убеждение в истине православного христианского исповедания, должна быть разумная. Посему Господь, чтобы расположить к вере в Себя и Свое учение, говорил: испытайте Писания (Ин.5:39"> Ин.5:39)». [Святитель Феофан Затворник Вышенский. Начертание христианского нравоучения].
Иллюстрации:

Видеоматериалы:

 

 

1. Значение слова "катихизис"

2. Что такое вера?

3. Предмет настоящего курса

4. Значение разума в религиозной жизни

5. Понятие о богословии, догматическое сознание

6. Догматическое сознание и ересь

7. Значение вероучительных истин в жизни христианина

Мир православного богословия можно уподобить огромному, премудро устроенному и богато украшенному зданию. Курс «Катихизиса» имеет целью изучить главные «несущие конструкции» и «соединительные узлы» этого здания, понять основные принципы его устройства и, таким образом, получить возможность более или менее свободно ориентироваться в мире богословского знания.

1. Значение слова "катихизис"

Слово «катихизис» происходит от греческого глагола katecheo, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете (Лк. 1:4), (Деян. 18:25).

Первоначально «катихизисом» называлось устное научение основам христианской веры. Со временем это наименование распространилось также и на записанные наставления. Таким образом «катихизис» превратился в жанр христианской вероучительной литературы.

По определению «Пространного Христианского Катихизиса» «Православный Катихизис есть наставление в православной Вере Христианской, преподаваемое всякому Христианину для благоугождения Богу и спасения души».

2. Что такое вера?

а) Прежде всего под верой понимают состояние психологической уверенности в истинности некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и опытно проверены.

Применительно к христианской религии вера означает уверенность в бытии Бога и духовного мира, а также в исполнении Божественных обетований. Апостол Павел определяет веру как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).

По истолкованию «Пространного Катихизиса», это означает «уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем». Такая вера является основанием религиозной жизни как таковой, «ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).

б) Верой называется также и самый предмет уверенности, то есть некоторое учение, в истинности которого человек убежден. В таком значении использует слово «вера» апостол Павел, когда говорит о людях, которые «отвергли прежнюю веру» (1 Тим. 5:12), о «невеждах в вере» (2 Тим. 3:8). В таком смысле можно говорить о христианской, мусульманской, иудейской и другой вере.

в) Бог Библии не есть отвлеченная сущность, но живая Личность, свободно-разумное Существо, с Которым человек может вступить в непосредственное личностное общение, соединиться теснейшим внутренним союзом. Верой мы получаем доступ к Божественной благодати, верою Христос вселяется в наши сердца (Еф. 3:17). Христианская вера изначально есть вера именно в Личность, а не в доктрину, поэтому вера христиан в принципе не может быть ограничена лишь формальным признанием истинности христианского учения. По словам выдающегося русского богослова первой половины XX в. В. Н. Лосского, «вера — не психологическое состояние», а онтологическая связь (то есть связь по бытию — О. Д.) между человеком и Богом, связь внутренне объективная».

С субъективной стороны такая вера раскрывается, прежде всего, как доверие — доверие тому, что Бог открывает нам в Своем слове, доверие Промыслу Божию: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3). Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Божие — в этом он не сомневался и ранее, — а в том, что он доверился Богу, всецело предал себя воле Божией.

Доверие Богу, Его повелениям и обетованиям порождает в человеке желание хранить верность Богу. На низких степенях духовного развития стремление быть верным Богу может быть обусловлено страхом наказания или желанием получить награду. Однако ни страх, ни корыстный расчет не могут сообщить верности положительного нравственного основания и потому несовместимы с христианским совершенством. Таким основанием может быть только любовь как «совокупность совершенства» (Кол. 3:14).

Таким образом, христианская вера не может быть сведена ни к простой уверенности в истинности христианского учения, ни к состоянию души, ни даже к личному отношению человека к Богу. Можно сказать, что вера есть, прежде всего, определенный образ жизни. С одной стороны, его содержание — стремление к богообщению, к соединению с Богом. С другой стороны, этот образ жизни непременно включает в себя твердую решимость исполнять волю Божию, привести свою жизнь в соответствие с Божественным замыслом о человеке.

3. Предмет настоящего курса основные вероучительные истины, содержащиеся в Никео-Цареградском Символе веры.

4. Значение разума в религиозной жизни

Ограничение духовной жизни только областью чувств не дает христианину возможности построить свою жизнь как разумное служение Богу (Рим. 12:1). Такой христианин не в состоянии исполнить во всей полноте заповедь о любви к Богу. «... Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением [!] твоим (Мф. 22:37)», - такой ответ дал Господь Иисус Христос на вопрос о наибольшей заповеди в законе.

Православию чуждо противопоставление веры и разума, которые неразрывно связаны между собой и предполагают друг друга. Не может быть веры без разума, потому что:

1) человек не может верить в то, о чем он совершенно ничего не знает;

2) сама вера должна быть разумной, осмысленной.

В то же время и разум нуждается в вере. Скептицизм не ведет к знанию, напротив, подрывает его основы. Само познание мира основывается на двух предпосылках, принимаемых на веру:

1) вере в то, что окружающий мир реально существует;

2) вере в познавательные способности человека, в то, что наши чувства и разум нас не обманывают.

Исключение разума из религиозной сферы неизбежно негативно отразится на всем строе духовной жизни человека. Например, такие печальные явления религиозной жизни, как фанатизм, нездоровый мистицизм, обрядоверие, часто имеют своей причиной невежество в вопросах вероучения.

Для спасения человека необходимы:

а) «познание истинного Бога». Поскольку Бог есть Личность, познание Его возможно только через личностное отношение, то есть в опыте богообщения;

б) «правая вера в Него». То есть наличие у человека правильных представлений о Боге, о Его отношении к миру, так как ложная вера, суеверия, сочетая душу человека с неправдой, объективно отделяют его от Бога. При этом веру как знание о Боге следует четко отличать от непосредственного знания Бога, которое приобретается только на путях личностного богообщения.

в) «жизнь по вере и добрые дела».

Иными словами, приведение всей жизни человека в соответствие с волей Божией.

5. Понятие о богословии, догматическое сознание

Богопознание, жизнь с Богом — опытный процесс, но духовный опыт по мере накопления становится знанием, а знание, в свою очередь, требует систематизации. Таким образом, возникает наука — богословие.

Под богословием понимают совокупность религиозных наук, среди которых различают догматическое, нравственное, основное, литургическое, пастырское богословие. В корпусе богословских дисциплин особое место принадлежит догматическому богословию.

«Православное догматическое богословие — наука, где в систематическом порядке раскрываются содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви».

Вероучение, усвоенное человеком и составляющее предмет его веры, называется догматическим сознанием. Наличие у человека догматического сознания, знание хотя бы основ вероучения необходимо:

а) для обобщения и систематизации духовного опыта, для сообщения опыта тем, кто его не имеет. Архимандрит Софроний (Сахаров), ученик прп. Силуана Афонского, передает следующие слова своего преподобного учителя: «Никто из святых не стал бы искать словесного выражения своего опыта..., если бы не стояла задача научить ближнего».

Лишенный догматического сознания, человек в духовной жизни оказывается совершенно дезориентированным, он подобен слепцу, который вынужден прокладывать себе путь ощупью. Например, он в принципе не способен понять, какое значение в духовной жизни имеет Церковь с ее таинствами, какое место в деле спасения принадлежит собственно человеческой активности.

б) для проверки доброкачественности нашего духовного опыта. Ложное, искаженное догматическое сознание не менее опасно для духовной жизни, чем полное его отсутствие.

6. Догматическое сознание и ересь

Искажение вероучения в христианском богословии получило наименование «ереси». По своей сущности ересь (от греч. — выбор, предпочтение) представляет собой предпочтение части истины целому, в результате чего одна из граней духовного опыта вырывается из общего контекста и возводится в абсолют. Обычно ересь связана с рационализацией вероучения, стремлением изгнать из богословия момент тайны, подменить опытное знание Бога знанием о Боге, сделать истину веры вполне доступной для человеческого рассудка.

Всякое погрешение в вопросах вероучения есть ересь, поэтому с точки зрения канонического права еретиками являются все вообще неправославные.

Ересь не есть результат чисто теоретического заблуждения, практически всегда ересь является внешним выражением повреждения в самом строе духовной жизни. Однако будучи выражением ложного духовного опыта, еретическое учение обладает и обратным действием: усвоенное человеческим сознанием, оно неизбежно искажает и саму духовную жизнь, в большей или меньшей степени препятствует соединению человека с Богом. Преподобный Силуан предупреждает:

«Догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жизни. Измените в своем догматическом сознании что-либо, и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик, и вообще образ вашего духовного бытия».

Например, повреждение учения о Христе неизбежно приводит к искаженному представлению об образе совершения Богом нашего спасения, а, следовательно, и о путях достижения спасения человеком.

Примером того, как незначительные, на первый взгляд, повреждения вероучения способны деформировать духовную жизнь огромных церковных сообществ, могут служить римо-католичество и особенно многочисленные направления современного протестантизма.

В первые века исторического бытия Церкви вероучительные истины, являясь непосредственным обобщением живого духовного опыта, не имели умозрительных формулировок. Однако когда начали появляться ереси, Церковь, движимая заботой о духовном здоровье своих чад, вынуждена была установить пределы истины, определить границы религиозного опыта, указать ту черту, которая отделяет истинное церковное учение от ереси. Таким образом, появились догматы.

Поэтому в определении «Катихизиса» указывается, что это есть наставление именно в православной вере, то есть в истинной вере, свободной от каких-либо еретических искажений.

7. Значение вероучительных истин в жизни христианина

Христианство чуждо какого-либо гностицизма, приобретение богословских знаний никогда не рассматривалось Церковью как самоцель, ибо знание вероучения, даже самое точное и глубокое, само по себе не спасает, не приближает человека к Богу. По словам В. Н. Лосского, «христианское богословие, в конечном счете, всегда только средство», а «христианская теория имеет значение в высшей степени практическое». Вероучительные истины, в первую очередь догматы, суть духовные ориентиры, в соответствии с которыми мы можем правильно организовывать нашу религиозную жизнь, приобретать духовный опыт, сохранять его от возможных искажений. Таким образом, вероучительные истины совершенно необходимы для «благоугождения Богу и спасения души», иными словами, они имеют сотериологическое значение. Не случайно святитель Кирилл Иерусалимский называл изучение догматов «величайшим приобретением». Догматы веры являются фундаментом духовной жизни. Попытки выстроить здание своей души, которые не основываются на прочном догматическом основании, подобны строительству дома на песке (Мф. 7:24-27).

Проверочные вопросы:

1. Что означает слово «катихизис»?

2. Опишите и проанализируйте три понимания веры.

3. Какую роль играет разум в религиозной жизни?

4. Что такое догматическое сознание?

5. Дайте определение ереси.

6. Каково взаимное влияние догматического сознания и еретических учений?

7. Каково значение догматов в жизни христианина?

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

1. Давыденков О., иер. Катехизис. Курс лекций. - М.: ПСТБИ, 2000. Введение. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/katehizis/1 (дата обращения: 30.10.2015).

2. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. Митр. Филарет (Дроздов). — М.: Синод, тип., 1913. Часть первая. Введение. Предварительные понятия. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/1_1(дата обращения: 30.10.2015).

Дополнительная литература:

3. Яннарас. Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992. 232 с. Проблема Бога. Вера. [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/330#part_1205 (дата обращения: 30.10.2015).

Текстовые материалы:

Святитель Григорий Богослов и святитель Феофан Затворник о богословии.

«Любомудрствовать о Боге можно не всякому, – Да! не всякому. – Это приобретается не дешево и не пресмыкающимися по земле! Присовокуплю еще: можно любомудрствовать не всегда, не перед всяким и не всего касаясь, но должно знать: когда, перед кем и сколько. Любомудрствовать о Боге можно не всем; потому что способны к сему люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело. Для нечистого же, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу. Когда же можно? Когда бываем свободны от внешней тины и мятежа, когда владычественное в нас не сливается с негодными и блуждающими образами, как красота письмен, перемешанных письменами худыми, или как благовоние мира, смешанного с грязью. Ибо действительно нужно упраздниться, чтоб уразуметь Бога (Пс.45:11"> Пс.45:11), и егда приимем время, судить о правоте Богословия (Пс.74:3"> Пс.74:3). Пред кем же можно? Пред теми, которые занимаются сим тщательно, а не наряду с прочим толкуют с удовольствием и об этом после конских ристалищ, зрелищ и песней, по удовлетворению чреву и тому, что хуже чрева; ибо для последних составляет часть забавы и то, чтоб поспорить о таких предметах и отличиться тонкостью возражений. О чем же должно любомудрствовать, и в какой мере? О том, что доступно для нас, и в такой мере, до какой простираются состояние и способность понимания в слушателе. Иначе, как превышающие меру звуки или яства вредят одни слуху, другие телу, или, если угодно, как тяжести не по силам вредны поднимающим, и сильные дожди – земле; так и слушатели утратят прежние силы, если их, скажу так, обременить и подавить грузом трудных учений». [Святитель Григорий Богослов. Пять слов о богословии].

«Верою и благочестием обнимаются все обязательные для нас расположения и дела в отношении к Богу... Под словом вера здесь разумеется исповедание, или выраженный определенным образом в понятиях и словах образ богопознания и богопочтения. Первая здесь обязанность есть иметь веру, или религию, то есть знать определенным образом Бога и образ Его почитания, или свое к Нему отношение, или еще содержать исповедание... Сия обязанность — первая непосредственно известная, не столько даже предписываемая, сколько сама себя выказывающая; ибо такова природа духа человеческого, что он, естественно, и требует Бога, и ищет Его, и поставляет себя к Нему в отношения, какие считает законными... Всякому должно испытать и несомненно увериться, истинна ли та вера, которой он держится... Сим испытанием воздается честь вере и удерживается истинное достоинство человека, лица разумного, сознательного, совестного. Вера в нашу веру, то есть убеждение в истине православного христианского исповедания, должна быть разумная. Посему Господь, чтобы расположить к вере в Себя и Свое учение, говорил: испытайте Писания (Ин.5:39"> Ин.5:39)». [Святитель Феофан Затворник Вышенский. Начертание христианского нравоучения].

Видеоматериалы: