Cвойства Божии. Неизмеримость и Вездеприсутствие

Свойством неизмеримости за Богом отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия. Это означает, что Он как Дух чистейший и притом беспредельный во всех отношениях не подлежит, в частности, никакому ограничению пространством или местом, но наполняет собою все.

Бог независим ни в чем и ни от чего стороннего или внешнего, не может быть, чем-то стесняем или ограждаем. Он находится выше всякой пространственности или измеримой протяжимости. Он необъятен, неограничен и неизмерим.

Если рассмотреть по отношению к миру, Бог пребывает не в одном каком-либо месте или в одно время — в одном, в другое — в другом, но пребывает везде, всегда и всецело.

Он присутствует не только своими действиями и силами, но и самым Существом Своим. «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря» (Пс. 138:7-10). Толкуя это место Священного Писания, святые отцы подчеркивают, что псалмопевец «не сказал: куда бы я ушел, Ты везде следуешь за мною, но: куда бы не пошел, Ты там: «тамо», говорит, я Тебя застаю». И в этом плане свойство неизмеримости Бога перекликается со свойством Его вездеприсутствия.

Вездеприсутствие как свойство существа Божия означает, что Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто.

Божественное вездеприсутствие не означает, что Бог «разлит» в мире таким образом, что каждая частица Вселенной соответствует некой части Божества. Бог пребывает вне мира. Святой Иоанн Дамаскин говорит, что «все отстоит от Бога не местом, а природой». «Велико и непроходимо, - по слову святителя Григория Нисского, - расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности».

Однако запредельный миру по сущности, Бог во всем присутствует в Своих действиях. «Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству», - говорит святитель Афанасий Великий.

 
 

Как свободно-разумное существо, Бог личностно присутствует в каждой частице мира. Но, будучи существом свободным, Бог волен по-разному проявлять Себя в разных частях мира. Этим обусловлено существование мест особого Божественного присутствия, в которых присутствие Божие переживается человеком в большей степени. Согласно Священному Писанию, такими местами являются:

— небеса: «Небо - небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим» (Пс.113:24);

храм: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар.9:3). Книга Царств говорит о храме Соломона, но это в полной мере может быть отнесено и к христианским храмам, в которых совершаются Таинства, прежде всего Таинство Евхаристии;

человек, который может стать, по выражению апостола Павла, храмом Божиим: «вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6:16).

Могут быть и другие места особого присутствия Божия, так называемые «святые места».

Самый способ присутствия Божия в мире недоступен нашему пониманию. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что Бог везде присутствует, мы знаем, но как — не постигаем: потому что нам известно только присутствие «чувственное» и не дано разуметь вполне естества Божия».

 
По материалам:

Давыденков О., иерей. Катехизис

Псалтирь в святоотеческом изъяснении

Сайт: azbyka.ru